ПАЛОМНИЧЕСТВО

2012. Вотча.

2012. Слет в Пажге.

Ратники. Укрепление духовных и физических сил.

2012. Усть-Вымь.

2017. Усть-Вымь.

2017. Вятка.

04.11.2022. Поездка в Онежье.

Сплав по реке Сысола.

Дорогие друзья!

Мы хотим поделиться с вами впечатлениями о последнем сплаве по реке Сысоле, который прошел 8-9 июля 2023 года, и стал самым настоящим испытанием для участников. Но именно эти трудности, которые в какой-то момент показались непреодолимыми, стали причиной огромной духовной пользы для путешественников.

Дело в том, что этот сплав по реке состоялся несмотря на неблагоприятный прогноз погоды. Он обещал пасмурную погоду и переменный дождь. Как это часто бывает, синоптики ошиблись: на деле обещанный переменный дождь оказался мощным ливнем, который лил весь день 8 июля. Вспоминает матушка Елена: «Уже через час после начала сплава на нас не было сухой нитки. Через несколько часов мы с ужасом осознали, что дальше наше путешествие продолжаться не может, мы просто не выдержим (почти половину нашей команды составляли дети). Нужно заканчивать поездку и эвакуировать людей. Тем более что с «большой земли» поступило предложение о помощи с эвакуацией».

Тот, кому приходилось хоть раз брать на себя ответственность за людей, наверное, поймут, то душевное состояние, в котором находились Михаил и Иван – организаторы и руководители этого путешествия. Но ведь это было не простое путешествие; в какой-то мере, это был крестный ход: подготовка сплава, сам сплав сопровождался молитвой самих путешественников и наших прихожан за них, во время традиционной остановки в селе Шошке путешественники посещали воскресную литургию.

Несмотря ни на что, сплав решили продолжить. Конечно, решающим фактором стал общий настрой продолжить путешествие. Чудо: среди всей команды не оказалось ни одного нытика. Оказывается, наши прихожане – «крепкие орешки», включая детей. «Невозможное человеку, возможное Богу» — говорил Господь своим ученикам. Это путешествие еще раз утвердило нас в мысли: «Бог близок к каждому из нас. Если мы держим свои сердца открытыми для Него, то Он сможет вывести нас из любой трудной ситуации. Даже наши недостатки и ошибки Бог, премудрый Творец и Промыслитель этого мира, способен использовать их для нашей пользы». Ведь по человеческому рассуждению, отправляться в путешествие по реке при таком неблагоприятном прогнозе было грубой ошибкой. Но ведь сила Божия в немощи человеческой совершается (ср. 2 Кор. 2, 9). И вот все эти трудности стали причиной великой пользы, если мы посмотрим на это духовным взглядом.

ВСПОМНАЕТ МИХАИЛ ЕФИМЕНКО
Собираясь в поход, всегда надеешься на лучшее, что погода будет хорошей, никто не заболеет, техника не подведет и т.д. И мы в этом отношении не были исключением, хоть и заранее договорились между собой, что если в день планируемого сплава будет дождь и отменять ничего не будем, в душе мы надеялись, что все будет хорошо и погода будет благоприятной, в крайнем случае, если дождь и начнется, то он будет не долгим.
И вот наступил день сплава, небо было затянуто, немного накрапывал дождь, на лицах участников похода, читалась легкое замешательство от пасмурной погоды, но надежда на лучшее нас не оставляла. Мы прочитали краткую молитву и отправились на автобусе на реку Сысола в селе Лозым.
Добравшись до места, мы оперативно выгрузились, собрали катамараны, благо у половины участников уже был опыт по их сборке, позавтракали, прочли молитву на благоприятный исход нашего путешествия.
Настроение нашей команды было хорошим, все старались подбодрить друг друга шутками о погоде, дескать, чего нам бояться, не сахарные же, не размокнем, детвора спешила взять весла в руки и побыстрее уже отправиться сплавом по реке.
И мы пошли. Первые полчаса прошли штатно, шутя, соперничая друг с другом, команда одного катамарана старалась обогнать другой катамаран, наш самый опытный походник Иван Кочев отправился на моторной лодке по речным старицам попытать счастье в ловле щук и окуней.
Но вот потихоньку начинает капать дождик, мы все еще надеемся, что он будет не долгим, ведь мы же прочли молитвы и надеялись, что Господь нас убережет от ненастья. Но у Бога в отношении нас был иной промысел.
Примерно через час после нашего схода на воду, пошел такой ливень, что уже стало не до шуток. Все без исключения вымокли до последней нитки, мы шли по реке, на небе не было ни единого просвета дающего нам надежду, что дождь скоро закончится, наше приподнятое настроение сменялось немым вопросом, что делать?
Посовещавшись, мы решили идти дальше по реке до места первой стоянки местечка Морово. Хмурые, мокрые, но не сломленные, мы гребли, кто-то начал напевать песни, которые подхватывали другие и мы плыли дальше. Настроение приподнялось, когда на горизонте мы увидели Ивана Кочева на его моторной лодке. Он взял наши катамараны на буксир и уже с ветерком мы продолжили наш путь.
Прибыв до места первой стоянки и, сойдя на берег под непрекращающимся ливнем, решили первым делом обустроить навес из тента, чтобы хоть немного обсохнуть и уже после решать, как быть дальше.
В голове мелькали мысли, может зря мы все это затеяли и пора образумится и закончить нашу «авантюру», все-таки с нами много детей. С «большой земли» поступил звонок от нашего батюшки Димитрия, который видя непогоду, очень беспокоился за нас, он даже хотел организовать нам автобус для нашей «эвакуации» домой. Но что-то внутри говорило: потерпите, ничего случайно не происходит, не спешите, и мы решили взять паузу.
Мужчины натянули тент, сделав укрытие от дождя, детвора, нисколько не унывая, разбежалась по округе на сбор дров, развели костер, женщины начали готовить обед. Робкие, вдохновившись активностью других, уже забыли то, что полчаса назад хотели окончить сплав и вернуться домой, подключились к насущным делам.
Горячий чай и суп с тушенкой нас заметно приободрили, вещи немного пообсохли над костром, да и дождь поутих. Позже мы узнали, что в это время, отец Димитрий в храме служил за нас молебен святым Петру и Февронии, и судя по изменившееся ситуации, его молитвы были услышаны.
В общем мы решили не сдаваться и продолжить наш путь. Далее мы шли по реке до места нашей второй стоянки возле села Шошка, в пути периодически нас поливало дождем, но нас это уже больше не пугало.
В Шошке мы разбили лагерь, расставили палатки, натянули тенты, поужинали. Детвора выстроилась в ряд вдоль реки с удочками, радости от вытянутой рыбки, не было предела. В этот вечер ребятам везло, попадались красноглазки, окуньки, колючие ерши и ведерко стало довольно быстро наполняться. После еще были теплый разговор у костра, викторина на тему дня: «Семьи, любви и верности», песни под гитару.
Утром, оставив дежурных на берегу, мы отправились на воскресную литургию в Храм Архангела Михаила с. Шошка. По пути за нами увязалась бродячая собака, которой ребята за ее светлый окрас дали кличку Снежок.
Выйдя после службы мы увидели, что Снежок поджидает нас возле Храма, чему особенно были рады дети, и пёсик, заметив это решил проводить нас до нашего лагеря на берегу.
Всю дорогу детвора играла с новым четвероногим другом и в лагерь пес уже пришел как полноценный член нашей команды, он даже был поставлен на «довольствие». Снежка сытно накормили, приласкали, по благодарным глазам собаки было видно, что ей очень нравиться быть с нами в одной команде.
Но нам уже было пора отправляться дальше в путь, собрав палатки, и загрузив вещи на катамараны, мы продолжили наше путешествие по реке. Вот только Снежок никак не хотел с нами расставаться, он бежал за нами вдоль берега. В начале мы подумали, что он пробежит пару километров за нами остановится и вернется восвояси, но не тут то было.
Пес никак не хотел отставать от нас, когда берег на его пути становился непроходимый он переплывал на другой и продолжал бежать за нами. Так повторялось раз шесть или семь, мы все еще надеялись, что собака устав, перестанет за нами бежать, но видно псу так хотелось тепла, что он была готов на все, и в конце – концов включив свою смекалку стал плыть прямо вслед за катамараном.
Никто из детей не смог остаться равнодушным к проявлению такой преданности со стороны собаки, в один голос они стали уговаривать взрослых взять «лохматого пассажира» на борт. Наблюдая, с каким неподдельным чувством, ребята сопереживают собаке, невозможно было устоять, пришлось уступить и взять собачку из реки на катамаран. И тут уже мы заметили, что наш друг Снежок оказывается девочка, и это нас сильно развеселило, ребята моментально переименовали собаку в Снежку. Снежка же бесцеремонно отряхнув с себя воду обрызгав всех, довольная легла на бурт из наших вещей и задремала.
Так мы уже в расширенном составе мы дошли до Сыктывкара, где на берегу нас поджидали наши близкие.
Сойдя на берег, я вдруг ощутил тихую, сердечную радость, нет не от того, что все закончилось, а от того что это было с нами, что Бог нам подарил эти испытания, пройдя которые мы стали дружнее, когда сильный не оставил слабого и укрепилось наше доверие друг к другу, и к Богу.
Оглядываясь назад я подумал, сколько хорошего мы могли бы пропустить, если бы Господь не послал нам этот ливень и другие трудности на нашем пути, велика Премудрость Божия, благодарю снова и снова Его за преподанный нам урок любви и заботе о нас!

ВСПОМИНАЕТ ЕВГЕНИЯ АРХИПОВА
Во время первой остановки натянули тент и все стояли и все жались друг к другу с вопросом во взгляде » Что делать дальше? » Сырые все и всё.
Я отошла метров на 20, чтоб найти хоть какие дрова. Представляете, вижу, что там сидения, пни рыбаков! Я пошла туда. А там две охапки дров, и нижние были сухие! Мне пришлось два раза ходить. Все жмутся под тентом от холода, а я колотые дрова несу. Все с удивлением: » От куда!? » У Вани был розжиг и он быстро развел костёр. Я считаю, что это чудо – в ливень найти сухие дрова!

ОТЕЦ ДИМИТРИЙ
Действительно это многотрудное путешествие принесло большую пользу ее участникам.
Во-первых, каждый прошел еще один урок в деле самопознания. Без трудностей невозможно понять каков ты на самом деле.
Во-вторых, выше, мы еще раз убедились, что для тебя нет невозможного, если ты с Богом. Нужно только смириться, немного потерпеть, и начать молиться (хоть как-нибудь).
В-третьих, Бог настолько Премудр и настолько Благ, что умеет использовать наши ошибки и недостатки для нашей же пользы.
Огромная благодарность всем участникам сплава за терпение, выдержку и самопожертвование!!!